Орф-педагогика названа именем известного композитора и педагога Карла Орфа, идея, которой заключена в «Schulwerk», что означает «обучение в действии», в детском творчестве через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песенок. Музыкальная педагогика Карла Орфа основана на естественной физиологии ребёнка: игровой, любознательной и исследовательской потребности. Она помогает ученику быть самим собой.
Орф-педагогика – это:
- Творческий процесс обучения, где, что давать и как давать – главные части обучения.
- Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
- Соединение музыки, движение, слова, рисунка.
- Приоритетное воспитание чувства ритма.
- От простого – к сложному.
- Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребёнка на уроке.
- Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
- Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
- Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
- Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Какие цели преследуют занятия?
Дети на таких уроках-занятиях вовлечены в развитие и раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей. Наряду с этим также идёт развитие форм поведения: внимательность, сосредоточенность, терпение, самостоятельность и включение в группу, что является важным для каждого вида игр.
Какая сфера деятельности преподаётся?
Обучение пению, танцевальным движениям, собрание элементарного музыкального опыта и опыта движения. Ускорение индивидуальной любознательности, как основной предпосылки для дальнейшего всестороннего развития творческой активности (например, игра на музыкальных инструментах, танцы, театр). Особая ценность возлагается на развитие фантазии, а также на рост и развитие социальной характеристики.
Орф-педагогика – справка.
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространённых более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Орф-Шульверк - музыка для детей».
Слово «Schulwerk», взятое Орфом за основу означает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать её в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Орф почитаем во всём мире, как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся теория его концепции зафиксирована в нотах – небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом Орф-инструментов. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении маленькими детьми.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предлагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название - креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. Обучение через творчество – не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нём заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестаёт быть локальной, и занижено - утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования – помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
За полвека существования Шульверка, Орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Среди стран, в которых концепция Карла Орфа получила заслуженное признание, следует назвать: Германию, Англию, Австрию, Швейцарию, Бельгию, Голландию, Канаду, Грецию, США, Финляндию, Португалию, Китай, Японию, Испанию, Чехию, Словакию, Южную Корею, Австралию, Италию, страны Южной Америки, Тайвань и другие. Институт Карла Орфа (Orff Institute) был открыт в 1961 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нём работал и сам Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами.