Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [154]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


childschool: ДЕТСТВО С НАМИ


Вторник, 26.11.2024, 11:48
Главная » Статьи » Мои статьи

Эмоции в пеленках


Первые эмоциональные реакции ребенка, с которыми сталкиваются родители,
- отрицательные: крик и плач возникают в ответ на неудовлетворение
физиологических потребностей малыша: боль, голод, неудобство. Эти эмоции,
по сути своей, являются рефлексами и выполняют защитную функцию –
помогают ребенку выжить и приспособиться к новым для него
обстоятельствам. Первый месяц жизни малыш контактирует с миром
исключительно при помощи отрицательных эмоций. Все свое недовольство
новорожденный выражает криками, плачем, хныканьем, двигательными
реакциями. Малыши способны продемонстрировать богатую палитру плача –
«плач-протест», «плач-жалоба», «плач-недовольство» и т.д. Внимательная
мама очень быстро начинает распознавать, что именно хочет донести до
нее ребенок, и удовлетворяет насущную потребность малыша – так
налаживается «мостик общения» между взрослым и ребенком.



В дальнейшем эмоции становятся не только способом выражения состояния
крохи, но и средством общения с взрослым. Так, новорожденный плачет
потому, что ему дискомфортно, а малыш постарше будет плакать, чтобы
привлечь к себе внимание.



Поговори со мною, мама!



Удовлетворение физических нужд – лишь благоприятная предпосылка, но не
причина появления положительных эмоций. Природа эмоций со знаком «плюс»
- социальная. Положительные эмоции возникают при общении с другим
человеком.



Улыбка. Это первая социальная реакция малыша, которая возникает
на обращенное к нему лицо взрослого и его ласковый голос. Она
появляется в конце 3-4-й недели после рождения ребенка. Сначала малыш
улыбается, глядя на любое лицо, но с течением времени у ребенка
формируется привязанность к лицу матери, и именно оно вызывает наиболее
сильную реакцию.



«Комплекс оживления» - так специалисты называют положительные
реакции ребенка при появлении взрослого человека. Поведение ребенка
сразу меняется – он устремляет взгляд на вновь появившегося, улыбается
ему, двигает ручками и ножками. «Комплекс оживления»
появляется у ребенка в 3-4 месяца. В 4 месяца младенец улыбается и
радостно двигается при звуках голоса матери, даже не видя ее лица.



Постепенно ребенок с помощью выражения положительных и отрицательных
эмоций учится привлекать внимание взрослого и удерживать его, сообщать
о своих потребностях, то есть начинает общаться.



Я вас люблю…



Во втором полугодии у ребенка начинают появляться теплые чувства и
эмоции по отношению к окружающим. В ответ на ласку, нежность внимание
взрослых у малыша возникает любовь и симпатия к своим близким.



Привязанность к родным формируется постепенно. В 6 месяцев
благосклонность малыша обращена почти ко всем окружающим, он получает
удовольствие от общения со всеми взрослыми. Позднее, когда малыш учится
разделять знакомых и незнакомых, у него начинает развиваться чувство
привязанности к значимым для него людям, которые больше всего им
занимаются.



Ребенок учится любить своих близких, и на основе этого у него
появляется способность любить вообще. Поэтому то, как относятся к
малышу близкие, насколько они проявляют свою любовь, принятие и
уважение, во многом определит его собственную жизнь: как он будет
относиться к самому себе, станет ли доверять людям, насколько он будет
способен к общению с другими людьми.



Сопереживание - важное эмоциональное достижение ребенка во
втором полугодии, имеющее отношение к высшим чувствам: появление
сопереживания, эмоциональной реакции на состояние другого человека, уже
знакомое малышу. Так, ребенок, увидев плачущую маму, вполне вероятно, заплачет с ней.



Помимо того, что младенец выражает эмоции, он необычайно чутко их
воспринимает. Конечно, в первую очередь, речь идет об эмоциях матери.
Задолго до того момента, как малыш начнет осознавать у себя появление
различных эмоций и чувств и дифференцировать их, он впитывает
материнские эмоции – через зрительный контакт, тактильные ощущения,
звуки, кормление грудью и т.д.



Позднее, во втором полугодии, к бессознательному «впитыванию»
прибавляется умение различать эмоциональное состояние взрослого и
понимать, как взрослый оценивает самого ребенка. На основе этой
информации малыш строит образ самого себя.



Палитра эмоций



Во втором полугодии (ближе к 7-9 месяцам) эмоции ребенка начинают
дифференцироваться и усложняться: от удовольствия/неудовольствия малыш
переходит к выражению гнева, печали, радости и т.д. Свое развитие
эмоции получают только в общении со взрослыми, поэтому родителям нужно
стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его
выражать эмоции.



В этот период формируются так называемые «социальные ссылки»:
при столкновении с незнакомой ситуацией малыш начинает смотреть на
эмоциональную реакцию мамы или других значимых для него взрослых, эта
реакция и становится ориентиром для его собственного поведения. Так,
например, после столкновения с чужим ребенок обращается к маме – если
на ее лице нет тревоги, а есть позитивные эмоции, улыбка, малыш
расценивает ситуацию как безопасную и продолжает «исследование» нового
взрослого.



Страх перед чужими. В возрасте от 6-8 месяцев до 1 года у
ребенка появляется страх перед чужими людьми. Ими могут оказаться даже
бабушка и дедушка, в случае если они редко приходят в гости. Страх
возникает, даже если мама всем видом одобряет общение взрослых с
малышом. Пусть ваши близкие не обижаются - это нормальная стадия
эмоционального и психического развития ребенка. При правильном
отношении к такой реакции максимум к двум годам она исчезнет.



Радость, удивление. Эмоции малыша способно вызвать не только
общение с людьми. Уже после 4 месяцев жизни реакцию радости вызывает
игрушка. Чуть позже удовольствие ребенку начинают доставлять его
собственные действия. Постепенно у малыша начинает появляться чувство удивления – это значит, что начала возникать познавательная потребность. Ваш малыш развивается!



К концу первого года, когда малыш учится ходить, его ближайшая
окружающая среда расширяется, на первый план выходит взаимодействие с
предметами. Теперь ваше общение с малышом будет связано с овладением им
предметным миром, и одного эмоционального общения ему уже будет не
хватать. Так, в конце первого года заканчивается этап «эмоциональной
жизни» малыша и начинается новый. Тем не менее, успех всех последующих
этапов жизни во многом зависит от того, как он прожил первый, очень
важный период «эмоционального общения».
Автор: Ольга Бунина
Категория: Мои статьи | Добавил: Iren (23.01.2013)
Просмотров: 589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz