Ни для кого не секрет, что рисование является неотъемлемой частью развития личности, особенно этот процесс важен в раннем возрасте. Рисование напрямую связано с развитием мышления ребенка, поэтому нужно уделять особое внимание детским художествам.
Рисовать можно, важно и нужно!
Когда ребенок берет в руки карандаш, в работу сразу же включаются его зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. Кроме того, включается воображение и те отделы мозга, которые отвечают за возможности человека принимать решения. Таким образом, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, а также учит ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, воображать и принимать решения. Формирование словарного запаса и связной речи у ребенка тоже во многом зависит от процесса рисования, поскольку разнообразие окружающего мира способствует обогащению лексики малыша.
Просто так с лету даже гений не сможет начать рисовать что-то осмысленное, поэтому ребенку придется приложить некоторые усилия, чтобы овладеть определенными навыками. Психологи и педагоги утверждают, что первое, на что ребенок обращает внимание – это движение карандаша (кисти, мелка и пр.) по бумаге и следы, которые за ним остаются. Мотивация к творчеству появляется несколько позднее. Чем богаче и насыщеннее жизнь ребенка, тем больше вероятность, что его интуитивная тяга к искусству и красоте станет со временем более осмысленной.
Не нужно думать, что каждый ребенок может стать профессиональным художником. И не стоит лишать ребенка процесса рисования, если вам кажется, что у него нет к этому делу склонности и таланта. Вероятность того, что малыш станет вторым Пикассо или Сальвадором Дали ничтожно мала, но рисовать все-таки нужно, можно и очень важно. Воображение – это важнейшая сторона развития ребенка, а развивается оно очень интенсивно, особенно в возрасте от 5 до 15 лет. Лишая ребенка возможности калякать несуразицу в самом раннем возрасте мы автоматически уменьшаем его способность фантазировать и воображать. Из-за этого обедняется личность, снижаются возможности творческого развития и как следствие, гаснет интерес к искусству, творческой деятельности и красоте.
Чем меньше ребенок…
Первый вопрос, который возникает у молодых родителей – когда начинать приобщать ребенка к искусству? А точнее, в каком возрасте стоит попробовать дать ему карандаш? Определенно интерес к рисованию у детей появляется рано, как правило, в промежутке от года до полутора лет. И проявлению интереса у малыша очень часто способствуют его родственники, которые иногда что-то пишут или рисуют.
Если сам малыш к полутора годам не проявляет интереса к рисованию, то нужно ненавязчиво направить его внимание на этот процесс. Покажите ребенку чистый лист и карандаш, поводите им по бумаге, не создавая никаких определенных изображений, просто так. Обратите внимание малыша на результат. Предложите ему самому взять в руки пишущий предмет и что-нибудь нарисовать. Лучше всего не начинать с карандашей, они твердые и не подходят для еще слабеньких детских ручек. Лучше всего выбрать фломастеры – они яркие и не требуют усилий при нажатии. Кроме того, существуют специальные фломастеры, которые легко отмываются водой с любых поверхностей, в том числе и с самого малыша, если он вдруг испачкается.
Запомните одно золотое правило: ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕБЕНОК, ТЕМ ТОЛЩЕ КИСТИ И БОЛЬШЕ ЛИСТЫ. Тоже касается и карандашей, мелков, фломастеров и других предметов для рисования. Конечно, сначала придется научить ребенка держать фломастер пальчиками, но не требуйте, чтобы он держал его правильно, в столь юном возрасте это просто невозможно.
Очень важно обращать внимание на желание ребенка порисовать. Не отказывайте ему в этом стремлении. И, кроме того, если ребенок просто возит фломастером туда-сюда по бумаге, не создавая ничего цельного, то это еще не значит, что он балуется. Не смейтесь над его «каляками-маляками», насмешливое отношение к его занятиям может понизить его самооценку и создать впечатление, что рисование – пустое занятие. Так что отнеситесь к своему ребенку и его творчеству с уважением.
Условия для рисования
Когда малыш увлеченно возит кисточкой по бумаге, очень важно, чтобы ему было светло и удобно. Это важно для еще неокрепших детских зрения и позвоночника. Посадите ребенка в светлой части комнаты так, чтобы его тень не падала на стол. Стул и стол должны быть удобными для малыша, лучше всего купить специальный детский столик и стульчик, тогда все проблемы будут решены одной покупкой. Сидеть за взрослым столом на большом стуле ребенку не очень удобно и это может не только оказать влияние на его глаза и осанку, но и сократить время, которое он готов посвятить процессу рисования. Если нет возможности купить детскую мебель, используйте обычную, но подложите под ребенка что-нибудь твердое, чтобы он не утыкался носом в лист бумаги и хорошо видел свой рисунок.
Если боитесь, что ребенок испачкается сам или испачкает одежду, заведите для него специальный «рабочий» халат или рубашку, используйте смываемые маркеры, медовую акварель или пальчиковые краски – и то, и другое безопасно и легко смывается водой.
В стране Вообразилии
Первые попытки малыша научиться рисовать можно превратить в настоящую дружбу с красками. Попробуйте поиграть с цветами, без форм и четких картинок. Для этого достаточно взять лист бумаги поплотнее, смочить его водой и нарисовать подобие радуги или просто разноцветные пятна, например, красное, желтое, синее, белое. Дальше рисуем полосы от одного пятна к другому и получаем слияние цветов – зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой. Так ребенок узнает, что получится, если смешать «дружественные» цвета. Если на мокрый лист поставить жирное пятно краски и наклонить лист, то получится оригинальная клякса.
Если на одной половине листа нарисовать разноцветную кляксу, а потом сложить лист пополам, то получится симметричная бабочка. Потом можно добавить травку (где живет бабочка?), яркие пятна – цветы (что кушает бабочка?). Таким же образом можно превратить обычные «каляки-маляки» в травку, море, дождик и пр.
Когда ребенок научится держать в руках кисти, карандаши или фломастеры, можно попробовать дать ему раскраску. Запомните только одно правило: ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕБЕНОК, ТЕМ КРУПНЕЕ ДЕТАЛИ РАСКРАСКИ.
Не пытайтесь остановить ребенка, если он раскрашивает слона розовым цветом, бегемота – зеленым, а зайчика – синим. В стране Вообразили еще и не такое бывает! Ребенку крайне важно что-то придумывать, воображать и фантазировать – это развивает его творческие способности.
Помимо бумаги и красок с карандашами можно рисовать палкой на песке, пальчиком по пыльному телевизору, на стенах в ванной (если ребенок любит настенное творчество, это направит его энергию в мирные цели), на различных предметах (на стекле, пластиковых бутылках, одноразовой посуде и пр.). Если не боитесь уборки, можно дать возможность ребенку порисовать пальчиком по рассыпанной на столе муке или мелкой крупе. Добавьте в нее немного молотого кофе и получится другая картинка. В общем, развитие и обучение ребенка – это творческий процесс не только для него самого, но и для родителей.
«Палка-палка, огуречик…»
До 2-3 лет ребенок получает удовольствие от своих каракуль, но потом ему потребуется больше. Даже если вы не умеете рисовать, то для начала обучите его геометрическим формам: простые линии (с их помощью можно изобразить стол, стул, молнию, дерево и пр.), круг (солнышко, тучка, яблоко), прямоугольник и треугольник (домик, машинка, окно, елочка). Потом можно испробовать самую простую и всем известную схему: точка-точка (глаза), два крючочка (брови), носик, ротик, оборотик (голова), палка-палка (руки), огуречик (туловище) – вот и вышел человечек!
С возрастом ребенок сам усложнит первые данные ему схемы и начнет рисовать любимых зверюшек, домики, машинки, новогодние елки.
Если вы видите, что малышу стало скучно рисовать, значит, ему нужна ваша помощь. Дайте ему новую схему (их можно найти в Сети, если не помните сами) и он будет работать над ней. Рассматривайте с ребенком картинки, рисунки других детей, обсуждайте то, что увидите – это тоже поможет ему рисовать осмысленные вещи. Не стремитесь к конкретному результату, в первых рисунках главное – процесс. И помните, что если вашей помощи ребенку не хватает, значит, пришла пора искать преподавателя.
Свобода выбора
В 5-6 лет уже можно делить рисование на три составляющих: графика, умение пользоваться красками и творчество. В первых двух ребенку потребуется ваша помощь и ненавязчивое руководство: спрашивайте, что можно увидеть в его рисунках, рисуйте, обсуждая предмет и сюжет, показывайте простые схемы – тогда мало узнаваемое рисование в скором времени перейдет в самостоятельное. Еще одна важная задача – научить ребенка правильно пользоваться красками. Если малышу достаточно окунуть в краски свои пальчики и размазать по бумаге невероятные кляксы, то ребенку постарше уже можно объяснить, как правильно держать кисть (тремя пальцами), как ее мыть (после каждого цвета), как снимать капельку (о край стаканчика с водой), как правильно брать краску (кончиком, а не всей щетиной), как правильно рисовать (опять же, кончиком кисти). После этого можно учить ребенка разводить краски и смешивать цвета в палитре. При этом ребенок должен быть абсолютно свободен в выборе – что ему рисовать.
5 правил для родителей
При обучении ребенка рисованию важно избегать некоторых ошибок, которые могут навсегда погубить в нем стремление взять в руки карандаш или кисть, а вместе с этим и погубить солидную часть развития его творческой составляющей.
1. Свобода выбора! Не диктуйте, что ему рисовать, пусть ребенок сам выберет, что ему по душе. Помните, главный – он и его фантазия.
2. Оставьте критику для профессионалов! Не критикуйте работу вашего малыша, на первых порах это напрочь убьет в нем желание рисовать и снизит самооценку.
3. Повремените с «выставками»! Не исправляйте и не дорисовывайте ничего на том листе, где правит балом ваш ребенок. Это задевает его и обижает. Лучше подождите хвастать рисунками своего малыша перед друзьями и родственниками, всему свое время.
4. Не убивайте фантазию! Не учите рисовать конкретных образов, это убивает фантазию. Просто учите правильно использовать материалы и давайте ребенку простых схемы. Образы он должен творить сам, такие, какими он их видит.
5. Инициатива не наказуема! Поощряйте нестандартные методы и приемы, обсуждайте и рассматривайте работы других детей, известных художников, посещайте галереи и выставки. Отведите ребенка в хорошую изостудию, если ему захочется, но не давите на него, просто покажите ему различные варианты действий.