Игрушки, перечисленные ниже, очень легко изготовить самому, никаких особых материалов не требуется. К каждой игрушке дается краткая информация о том, как в нее играть и развитие каких способностей она стимулирует. Но, конечно, этой информацией возможности каждой игры не ограничиваются – здесь все зависит от вашей фантазии и умения применить те или иные свойства материала. Список игрушек тоже открыт: если у вас есть свои идеи и технологии изготовления игрушек – пишите нам, думаю, эта информация будет интересна и полезна всем.
Разрезные картинки (или паззлы)
Назначение игры-паззла известно: развитие логического мышления и мелкой моторики, поэтому не будем долго на этом останавливаться. Начнем сразу с того, какие материалы вам понадобятся для изготовления этой игры вручную.
- 2 одинаковые поздравительные открытки
- Фломастер
- Ножницы
Чтобы сделать паззл, для начала выберите подходящую открытку, а еще лучше попросите выбрать своего малыша. На обратной стороне открытки начертите фломастером несколько линий, разделив, таким образом, всю поверхность открытки на 12 - 14 частей разной формы. Попросите малыша разрезать открытку по нанесенным линиям. Затем смешайте кусочки. Пусть малыш восстановит картинку, а образцом ему послужит вторая открытка.
Математический планшет (или "Геометрик")
Это пособие была изобретено М. Монтессори и его можно найти в продаже, например, в нашем интернет-магазине. Оно прекрасно развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями. Изготовить его в домашних условиях очень просто.
Вам понадобится:- Деревянная дощечка
- Гвозди (25 штук)
- Молоток
- Линейка и карандаш (для разметки)
- Разноцветные канцелярские резинки (какими обычно перетягивают деньги)
Возьмите дощечку, наметьте карандашом в центре нее (с равными отступами от каждого края не менее 1,5 см) сетку наподобие шахматной (5 горизонтальных и 5 вертикальных линий, удаленных друг от друга на равное расстояние и образующих вместе квадраты одинаковой величины). В углы квадратов вбейте гвозди, оставляя расстояние около 0,5 см до шляпки. Планшет готов. С помощью цветных резиночек ваш ребенок сможет "рисовать" на планшете разнообразные фигуры: геометрические формы, животных, птиц и т.п. Нужно только зацепить один конец резиночки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Из нескольких натянутых резиночек складывается фигура.
Настольная игра «Цвета»
Игра прекрасно развивает цветовое восприятие, помогает запомнить названия цветов, учит отличать оттенки, развивает память, внимание, зрительное восприятие.
Необходимые материалы:- Цветная бумага
- 2 листа белого картона (размер А 4)
- Клей
- Фломастер
- Линейка
- Ножницы
Разделите с помощью линейки и фломастера каждый лист картона на 12 одинаковых квадратов. Вырежьте из цветной бумаги 24 квадратика поменьше размером, по два каждого цвета. Наклейте 12 цветных квадратиков на один лист картона (по одному в центр каждого квадрата). То же самое сделайте со вторым листом. Затем разрежьте один из листов картона на квадратные карточки. Получится игровое поле с 12-тью цветными квадратами и 12 карточек. Теперь перемешайте карточки и попросите малыша расположить карточки на поле так, чтобы все цвета совпали.
После того как малыш выполнит это задание несколько раз и ему наскучит эта простая игра, разрежьте на квадраты и второй лист картона (игровое поле). Получится два набора карточек. С ними можно сыграть в "Парочки" – игру, развивающую память и внимание. Перемешайте и разложите все карточки белой стороной вверх. Теперь по очереди переворачивайте по две карточки. Если цвета на них совпали – забирайте карточки себе. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше пар карточек.
Примечание:
Если ваш малыш уже научился отличать основные цвета, то введите в игру больше оттенков. Пусть у вас будет одна карточка с зеленым, а другая с салатовым цветом. Покажите малышу, что есть синий, голубой и светло-голубой цвет, есть фиолетовый, а есть сиреневый и бардовый. Это поможет ему развить зрительное восприятие.
Шершавые буквы
Ощупывание букв из шершавого материала и отгадывание букв на ощупь – упражнение, придуманное М. Монтессори. Оно развивает чувствительность пальцев, сенсомоторику, помогает ребенку перейти к так называемому "спонтанному письму".
Для изготовления «Шершавых букв» вам понадобится:- Картон
- Ножницы
- Клей
- Кисточка для клея
- Песок
Изготовьте из картона карточки одинакового размера. Напишите клеем на карточках печатные буквы. Насыпьте песок поверх клея (не застывшего!). Когда клей засохнет, стряхните лишний песок с карточки.
Изготовив таким образом весь алфавит, начинайте знакомить ребенка с буквами. Для начала проведите пальчиком по букве (следуя правильному написанию буквы), называйте букву, которую "пишите". Затем поиграйте с ребенком в занимательную игру: определение букв на ощупь. Завяжите ребенку глаза и давайте ему одну за другой карточки с буквами. Проводя рукой по шершавой букве, малыш должен ее отгадать.
Примечание:
Буквы можно изготовить и по-другому, с использованием бархатной бумаги. В этом случае буквы вырезают из бархатной бумаги и наклеивают на картонные карточки. Дальше игра проводится так же, как описано выше.
Игра "Точки и числа"
Незаменимая и очень простая математическая игра. Ее назначение: научить ребенка соотносить цифру и количество.
Чтобы ее сделать, вам понадобится:- Два листа картона А4
- Игровая кость (кубик)
- Фломастер
- Ножницы
Итак, приступим к изготовлению. Расчертим листы картона пополам по вертикали и на три равных части по горизонтали. Получаются шесть равных квадратов. Нарисуем с одной стороны этих квадратов с помощью точек числа от одного до шести (точно так, как они обозначаются на игровой кости). С другой стороны напишем цифры, соответствующие числам на каждом из квадратов. Затем разрезаем один лист картона на карточки, другой оставляем в качестве игрового поля.
Как играть:
1. Переверните игровое поле цифрами вверх. Перемешайте карточки. Достаньте одну из карточек и покажите ее ребенку той стороной, на которой нарисованы точки. Ребенок должен сосчитать точки и сопоставить их количество с цифрой на игровом поле. Если ребенок правильно показывает квадрат с цифрой, в который следует поместить карточку, он получает карточку и кладет ее на поле. Если нет – пропускает ход. Можно разнообразить игру выдачей призовых карточек при каждом правильном ответе.
2. Переверните игровое поле точками вверх. Карточки разложите рядом цифрами вверх. Ребенок бросает игровую кость (или специальный кубик). Затем считает количество точек (с вашей помощью). Находит карточку с подходящей цифрой. Кладет цифру на квадрат с нужным количеством точек на игровом поле.
Для проверки ответа – просто переверните карточку или поле целиком!
Сортировка предметов
Это упражнение прекрасно развивает логическое мышление ребенка: учит находить свойства предметов, группировать, обобщать и выполнять другие мыслительные операции.
Необходимые материалы:- Толстые нитки трех цветов
- Любые предметы разных цветов, размеров и форм (пуговицы, ракушки, спичечные коробки, ластики, карандаши, шарики, семена и т.п.)
Свяжите концы каждой нитки, чтобы сформировать круг. Положите два круга на пол и попросите малыша складывать предметы в один и тот же круг, если они похожи, и в разные круги, если они различны. Если малыш не понимает, предложите основание: большие предметы – маленькие предметы. Если малыш в результате игры найдет третье свойство, присущее и тем и другим предметам (например, большой и синий предмет/ маленький и синий предмет), положите третий круг между первым и вторым, так чтобы он частично покрывал их. В пространстве пересечения расположите предметы, имеющие оба замеченных ребенком свойства.
Именная книжка малыша
Такую уникальную книгу не купишь в магазине. Ее может сделать для своего малыша только любящая мама.
Вам понадобится:- Картон
- Кольца для штор
- Фломастер
- Фотография вашего малыша
- Фотографии или любые другие картинки (из журналов или календарей) животных, игрушек и других предметов, которые ваш ребенок уже пытается называть.
- Дырокол
- Ножницы
- Клей
Вырежьте страницы будущей книжки из картона. Самый подходящий размер страниц – 20х15. Наклейте с обеих сторон каждой картонной страницы картинку, вырезанную вами из журнала, календаря или нарисованную собственноручно. Оставляйте равные поля с каждой стороны (около 5 см). Напишите фломастером название изображенного предмета под картинкой. На лицевой странице наклейте фотографию малыша и подпишите, чья это книга, например: "Ванюшина книжка". Теперь осталось только проделать с помощью дырокола дырочки по краю страниц и скрепить их с помощью любых подходящих колечек, например, колец, на которых вешают шторы. Малыш сможет с легкостью переворачивать страницы такой книжки и будет пытаться прочесть надписи над яркими картинками, подобранными его мамой с любовью специально для него.
"Почтовый ящик"
Упрощенный вариант этого развивающего пособия М. Монтессори можно смастерить самому. Для этого нужны:- Пластмассовая или картонная коробка (можно из-под обуви)
- Острый канцелярский нож
- Карандаш
- Предметы для проталкивания
Нарисуйте и прорежьте с помощью канцелярского ножа в крышке коробки три-четыре отверстия: круглое, квадратное, прямоугольное, треугольное. Закройте коробку, если это картонная коробка из-под обуви, закрепите крышку с помощью двух кусочков скотча (так, чтобы ее позже можно было открыть, но во время игры крышку нельзя было снять). Если это пластмассовый контейнер для продуктов, то крышка достаточно плотно закрывается сама, и дополнительного закрепления не требуется. Найдите предметы для проталкивания в отверстия: катушки от ниток, шарики, ластики, блоки деревянного конструктора, спичечные коробки (обклейте их яркой цветной бумагой) и т.п. Теперь можно приступать к игре. Ребенок кладет предметы в коробку через проделанные вами отверстия разной формы. Чтобы вставить кубик, ребенок выберет квадратное отверстие, коробок спичек – прямоугольное, катушку от ниток – круглое. Когда все предметы окажутся в коробке, откройте ее и вытащите все, что туда было положено. Рассмотрите с ребенком и назовите еще раз все предметы. Повторите игру сначала.
Постепенно ребенок будет осваивать формы предметов, развивать координацию "рука-глаз", логическое мышление.
Примечание:
При изготовлении игры нужно помнить одну тонкость: предметы должны легко проходить в соответствующее им по форме отверстие, но не проходить в другие. Единственное исключение составляют круглые предметы, поскольку их можно протолкнуть и в квадратное отверстие. Чтобы ребенок понял, почему так происходит, нарисуйте вместе с ним на листке бумаги круг, вписанный в квадрат. Малыш сообразит, что круг получается путем отсечения у квадрата углов, а значит, он всегда сможет "вместится" в квадрат.
Вышивка по шаблону
Развивает координацию «рука-глаз», мелкую моторику, усидчивость, способность действовать по образцу.
Необходимые материалы:- Иголка с крупным ушком
- Толстая шерстяная нитка (желательно цветная)
- Изображение яблока, груши, банана, ягод (их можно вырезать из журнала или нарисовать самому)
- Клей
- Картон
- Шило
Вырежьте и наклейте на картон интересные картинки из журналов (домики, машины, фрукты, животных). Проделайте шилом дырочки вдоль границ картинки с интервалом 1 – 1,5 см. Теперь вооружите малыша безопасной иголкой с ниткой: пусть он вышьет обводку для картинки, пользуясь намеченными дырочками.
Проталкиватель
Эта игра призвана научить малыша манипулировать мелкими предметами.
Чтобы ее сделать, вам нужны:- Баночка из-под майонеза с полиэтиленовой крышкой
- Шило
- Ножик
- Бусинки разной величины
Проделайте в крышке майонезной баночки три отверстия с помощью шила. Увеличьте отверстия с помощью ножика, срежьте остатки пластика по краям, чтобы дырочки были ровными и красивыми. Подберите красивые разноцветные бусинки и мелкие шарики. Дырочки в крышке должны быть такого размера, чтобы основная часть бусинок была немного больше них. Смысл игры в том, чтобы протолкнуть в банку все бусинки. Для этого малышу нужно будет вставить бусинку в отверстие и надавить на нее. Тогда она провалится в банку, и ребенок сможет увидеть ее внутри. Среди бусинок должны быть и маленькие, такие, которые влезут в отверстие без надавливания. С помощью них малыш научится определять небольшую разницу в размерах. Вроде одинаковые – маленькие – а все же разные: одни легко вставляются в отверстия, другие – с трудом. Эту игру нужно проводить обязательно под чутким надзором, потому что малыш может случайно проглотить бусинку.
Игра "Загони шарик"
В этой игре развивается координация движений тела, меткость, точность, а также математические навыки.
Необходимые материалы:- Коробка из-под обуви
- Шарики из стекла или камня
- Ножницы
- Фломастер
- Поощрительные карточки (20 – 30 шт.)
Вырежьте пять квадратных отверстий 5х4 см в одной из сторон картонной коробки, так, чтобы, если перевернуть коробку кверху дном, получался "гараж" с пятью маленькими "входами". Переверните коробку и поставьте ее на пол. Надпишите над каждым входом цифры от 1 до 5. Теперь расположитесь с ребенком в 1 – 1,5 метрах от коробки и начинайте игру. Нужно закатить шарик в одно из отверстий. Игрок получает число призовых карточек, соответствующее цифре, написанной над отверстием, в которое закатился шарик.