Шахматные занятия могут дать очень многое будущему школьнику
Черно-белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образ таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз оживавшие волею самых разных писателей-сказочников, - все это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечет интерес вашего ребенка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику.
Леонид Яковлевич Береславский - автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей. К нему на занятия в школу "Открытие" с удовольствием ходят и двухлетние малыши, и дети старшего дошкольного возраста. Леонид Яковлевич считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо. И тогда вожделенные умения придут сами собой и станут естественными, как дыхание.
В школе Береславского малыши решают специальные задачки на установление отношений, развивают память с помощью специального тренажера и обязательно играют в шахматы.
Но почему именно шахматы? Ну во-первых, Леонид Яковлевич и сам - заядлый шахматист, кандидат в мастера спорта по шахматам, и его интерес к детскому развитию как раз и начался с интереса к детским шахматам.
Во-вторых, издавна считается, что занятия шахматами развивают интеллект. А в-третьих, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
Вот что говорит Береславский: "Так что же все-таки дают шахматы? Как могут помочь будущему школьнику? Развивают ли они память? Никаких точных, стопроцентно верных данных на этот счет нет, хотя традиционно считается, что у шахматистов хорошая память.
Считается, что шахматы хорошо развивают счетные способности. Безусловно, это так, есть детишки, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, да. В первую голову, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребенку овладеть операцией действования в уме. Хочешь не хочешь, но, играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнера, иначе попадешь в ловушку.
Но и это не самое главное. А что же? Шахматы - это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь - только вот таким образом. Мне приходилось играть с четырехлетними детьми, которые, не находя правильного решения, просто сбивали с доски неугодную фигуру. Я говорил: "Это не по правилам", - и мы искали под столом сбитую фигуру и продолжали партию. Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю.
Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте".
А как учить играть в шахматы? Дело в том, что не у всех есть хорошие, доходчивые, красочные учебники шахмат для детей и их родителей. Но и не обязательно сразу усаживать малыша за партии. Особенно если мама или папа учатся одновременно с ребенком. Для развития тех качеств, о которых мы говорили, вполне достаточно так называемых околошахматных задач и заданий, в которых задействованы шахматная доска и шахматные фигуры.
Вот задачи, которые дети четырех-пяти лет выполняют с удовольствием, особенно если задачи представлены на настоящем шахматном материале.
Задача 1. На развитие памяти.
Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Просим малыша внимательно посмотреть на то, как они стоят. Потом говорим, снимая фигурки со своих мест: "Ой, посмотри, все фигурки убежали погулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им вернуться домой".
Задача 2. На развитие памяти и действий в уме.
"Покажи на шахматной доске, как черная ладья в два хода "съест" две белые пешки". Для выполнения этой задачи надо объяснить ребенку, что ладья может ходить по вертикальным или горизонтальным линиям на одну или несколько клеток. Комбинация не должна быть слишком сложной. Количество фигур, которые надо "съесть", может быть увеличено, если ребенок научился. Кстати, таким образом можно познакомить ребенка со способами, которыми ходят и другие шахматные фигуры. Для этого надо только заменить ладью, с которой дошкольник уже освоился, на другую фигуру и объяснить, по каким правилам она ходит.
Журнал "Улица Сезам для родителей" № 6, 2000 г.