Математическое волшебство. Попросите маленького ребенка, только-только научившегося считать в пределах пяти, загадать число, прибавить к нему два и сказать ответ. А потом “отгадайте”, какое число он задумал. Демонстрируйте этот фокус время от времени и в один прекрасный день ребенок поймет, как самому стать таким фокусником.
Личный счет. В дороге и в моменты скучного ожидания связывайте числа с тем, что вам близко. Например: “Что у нас по одному – один нос и один сын. У нас две руки и два раза мы ходили в цирк. Три человека в нашей семье и три поросенка в любимой сказке итд”. Старайтесь выдумать что-то посмешнее. Если ребенок захочет – попробуйте все это нарисовать. И не ограничивайтесь первым десятком, возвращайтесь к игре время от времени и считайте дальше.
Ним с числами. Есть целая серия таких игр, победные алгоритмы к ней и класс математических задач. Но для начала стоит просто поиграть. Возьмите число, до которого ребенок (возможно с трудом и с вашими подсказками) считает. Например, 20. Предложите начиная с нуля прибавлять по очереди к вашему общему числу 1, 2 или 3. Кто первый достигнет 20 – выиграл. Попробуйте немного менять правила игры, условие победы.
Игра в числа на бумаге. Одна из моих любимых игр. Она похожа на пасьянс и очень трудно оторваться, когда начнешь. А для ребенка это еще и повод потренировать красоту письма и незаметно выучить состав числа 10. Впрочем маленьким детям трудно писать самим, но они могут помогать играть взрослому.
Еще одна из школьных игр. На листе в клетку нужно начертить квадрат, выбрать внутри него точку старта и постараться пройти внутри квадрата “ходом конем”, чтобы побывать на как можно большем числе клеток (в идеале – заполнить весь квадрат, побывав на каждой клетке один раз и пометив ее порядковым числом).
Морской бой. Мы начали играть с сыном, когда ему было 4 года. Взяли поле поменьше, корабли двух видов, водили по очереди. Сначала один рисует корабли, другой в них стреляет. А после окончания игры менялись ролями. Для сетки я брала цифры и буквы, которые сын на тот момент знал. Но даже лучше брать в обоих случаях цифры, ребенок очень быстро научится находить координаты.
Уравняй число. Эту игру придумал мой сын несколько лет назад. Придумал, когда смотрел на телефон на рекламе в автобусе, но потом мы стали играть в нее устно. Один участник называет три цифры, например 8-4-3. Второй участник должен сказать, какие цифры получатся, если большее число отдаст меньшим излишки. В примере – 5-5-5.
Величины. В школьном учебнике мы нашли задание, которое получилось превратить в увлекательную игру. Второй год в начальной школе дети переводят одни величины в другие. А тут наконец-то связь с реальным миром. Участники по очереди называют значение параметра без размерности. А их оппонент должен подобрать подходящую размерность и, возможно, как-то ее аргументировать. Например: “Высота стола 9 чего?” – “Дециметров. Или меров, это стол великана. Или сантиметров, это стол для кукольного домика.” “Длина ключа 67 чего?” – “Миллиметров. Или метров, это ключ, который родник”.
Приблизительная математика. Намного важнее точного счета умение оценить примерный результат. Задачки с большими числами в детстве воспринимаются как игра. Например, расскажите ребенку, умеющему считать только до десяти, историю, что у вас было сто конфет, вы съели одну и у вас осталось пять конфет. Удивится ли он?
Считать в столбик. Многие вещи появляются в школьной программе слишком поздно. А ведь совсем просто объяснить дошкольнику, только научившемуся считать дальше 10, как складывать в столбик. И он с радостью и гордость будет этим заниматься просто так, для удовольствия.
Автор - Луговская Юлия