АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Сын наших знакомых, Дениска, несколько лет ходил в частный детский сад со всеми преимуществами: 12-ю детьми в группе, полным вниманием воспитателей, вкусным пятиразовым питанием, английским языком, у-шу и прочими радостями. Единственное, на что жаловался ребенок – ему там было скучно. Монтессори-среда, как я однажды поняла, побывав на паре занятий, не приветствует беготню, свои игрушки в группе и отступление от канонов.
А Денис – очень резвый, прыгучий и бегучий мальчишка, что совершенно естественно для пяти лет. Поэтому за год до школы родители решили воспользоваться законным правом и отдали Дениса в самый обыкновенный государственный садик возле дома. В первый же вечер, когда они пришли за сыном, Денис сказал: «Папа, мне нужна жалобная книга». Денискин папа удивился и спросил, зачем. «Буду писать жалобы на детский сад», – вздохнул почувствовавший разницу мальчик.
Забегая вперед, скажу, что с садиком у них сейчас все в порядке, жалобная книга требовалась только один раз, а потом у Дениса появились друзья, интересы, да и опять же – стоять на ушах в обыкновенных детских садах никто особенно не запрещает.
Мы с Марком, конечно, не совсем правильно начали процесс адаптации. Вернулись с моря за неделю до первого сентября, не приучали его к будущему режиму, не ходили на прогулки с группой, как нам советовали. Мы что-то рассказывали Марику в общих чертах, показывали на примере восторженных детских стихов, как может быть здорово в детском саду. Но оказалось, все настолько умозрительно!
Сначала это были три спокойных, идеальных дня. Но едва Марк был оставлен на дневной сон, следующее же утро началось с плача. И длились такие утра – четыре месяца. А потом мы пошли к детскому психологу, оказавшемуся, к счастью, хорошим, понимающим и чутким. Все ее советы нам помогли. Я так хорошо помню день 5 декабря, когда Марк проснулся и сказал: «Я больше не буду плакать». И сдержал слово. Потом был долгий больничный, и после этого перерыва утренние слезы повторились, но я уже понимала, как себя вести. Поэтому в новом году мы довольно легко вошли в детсадовский ритм.
В наших вводных данных было то, что Марик не отрицал саму идею детского сада, он всегда радостно делился тем, как ему нравится играть с игрушками, ходить на музыку и физкультуру, лепить и рисовать. Но расставание с родителями и принятие факта, что их не будет рядом почти весь день, давались ему очень тяжело. Без преувеличения и не потому что я очень тревожная мать (хотя, да), это был один из самых сложных периодов для нашей семьи. И теперь, когда он позади, я хочу поделиться своими мыслями о том, что может помочь в адаптации ребенка к садику. Может быть, это моя работа над ошибками.
(1) Не нужно торопиться оставлять на дневной сон, как бы ни советовали воспитатели. Сейчас я бы, как минимум, месяц водила сына на полдня, игнорируя советы: «Такой спокойный мальчик, у него очень хорошо идет адаптация, оставьте его на сон, пока он хорошо воспринимает садик». Это было самое неправильное мое решение. Одно дело – игры и прогулки, другое – сон в непривычном месте.
(2) Играть в детский сад дома. Ролевые игры вообще стали нашим лучшим помощником. Я не совру, если скажу, что играю в садик с Мариком каждый день. Иногда сразу после возвращения он просит поиграть с ним, и, видя эту необходимость, я не отказываю. В игре Марик переживает все сценарии, которые происходят не дома. Можно узнать, кто самый драчливый, с кем из детей ребенку нравится играть больше, как разговаривают воспитатели. Да и простое проговаривание волнительных моментов его успокаивает.
(3) Читать доброжелательные книги про детский сад. В основном, для понимания режима и особенностей того, что там ждет. У нас есть три книги, и я их смело могу порекомендовать. Они отражают практически все, с чем ребенок может столкнуться – проблемы ухода родителей на работу, грусти, еды, сна, общения с детьми. В последних двух даны практические рекомендации для родителей.
(4) Завести календарь. Я распечатала вот такой календарь со стихами и птичками, найденный в сети, и повесила перед входной дверью.
Каждый день у Марика ассоциируется с какой-то птичкой. Тем более, что птичка из календаря приносит ему к завтраку какой-нибудь съедобный сюрприз, чтобы вставать было приятнее и легче. Во-первых, это решило проблему утреннего подъема. Несмотря на то, что «птички» прилетают к Марику уже два-три месяца, ему до сих пор интересно, что они принесут. Во-вторых, он легко выучил дни недели и может сказать в среду, что выходные будут через два дня. Это не главный бонус, конечно, а просто дополнительный. Все-таки, дети, как и взрослые, ждут выходных.
Первоклассные трудности
"Малыш, вставай, в школу пора! - Мам, я там уже вчера был." Пик школьных трудностей обычно... →
(5) Соблюдать четкий порядок утра. Это индивидуальный пункт, подходит для детей, которые любят традиции, правила и порядок. Утро Марика перед детским садом занимает 45 минут-час, для него очень важно, чтобы не торопили. Он завтракает минут 15-20, потом мы читаем одну небольшую сказку, Марк чистит зубы, одевается, выбирает игрушку в карман и идет в садик с папой. Порядок действий не меняется, для моего сына это очень важно. По той же причине лучше не сбиваться с ритма хождения. Ужасно хочется иногда устроить Марику выходной на неделе, но всякий раз после таких экспериментов он сбивается с привычной схемы – пять будних дней, два выходных. Поэтому если уж очень хочется устроить дополнительный выходной, мы это делаем в пятницу.
(6) Делать что-то для детского сада. Наш садик хотя и самый обычный, но очень деятельный. То и дело находятся какие-нибудь задания на дом. То мы мастерим костюм для сказки, в которой играет Марик, то клеим семейное дерево с фотографиями родственников, то рисуем афиши для спектакля, то Марик несет немного земли для того, чтобы посадить лук в цветочном горшке. Также он знает, что горку и лабиринт на детской площадке делал его папа, и все это очень на пользу детской лояльности к саду. Ребенок видит что-то, что своими руками делал с родителями, и получается, что детский сад – это не только его дело, но еще и немного совместное.
(7) Иногда бывать с ребенком в группе вместе. Перед Новым годом у нас устраивали чаепитие с желающими родителями и детьми. Дети были очень довольны, что могут показать родителям, во что и как они играют каждый день, на какой кровати спят и за каким столом обедают.
(8) Попросить детсадовского психолога или старшего воспитателя приходить в группу, чтобы поговорить с ребенком наедине. Просто уделить побольше внимания тому, кому чуть сложнее, чем остальным. Так после разговора с психологом, наша воспитатель пару раз после сна занималась с Мариком один на один, а он очень любит, когда с ним читают или разговаривают. Потом об этом радостно рассказывал.
(9) Записать в кружок. Мы предложили Марку ходить на рисование. Теперь понедельник и четверг для него – такие особенные, важные дни, когда после сна за ним и еще несколькими детьми приходит учитель рисования, и они целый час занимаются творчеством. Других желающих из группы таким же образом водят на танцы. Старших – на шахматы и английский. И это все тоже из разряда дополнительных радостей.
(10) Записывать на видео утренники и просматривать их. Любимое дело Марика, особенно в дальней дороге в автомобиле – смотреть эти записи. Даже тех утренников, в которых он участвовал, сидя на моих коленках.
(11) Не выспрашивать активно про прошедший день. Мне так интересно и что сегодня было на обед, и как спал, и была ли прогулка. Дети обычно – большие партизаны и отвечают односложно. Хотя когда они действительно хотят поделиться – их не остановить. Но все-таки мне кажется, что после детского сада для них важно – переключиться на радости дома. Поэтому подробности прошедшего друг без друга дня мы обычно обсуждаем уже перед сном.
Пункты, которые я перечислила, конечно, индивидуальны. Есть дети, которым в детском саду легко с первого дня. Но есть другие дети, к которым нужно найти подход. Мы искали свой, и эти решения нам действительно помогли.
ЛЕНА ЧАРЛИН