Игры со словами и в слова
Для того, чтобы непристанно совершенствовать речь своих деток Вы можете играть с ними в нехитрые, но очень полезные игры, которые расширят словарный запас деток, а так же дадут возможность поставить твердое произношение слов.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ И В СЛОВА
Полслова за вами
Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, "теле...". Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.
Алфавит вокруг нас
Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.
Слово наоборот
Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером "задом наперед". Например, ведущий говорит слово "пилот", ребенок пишет "толип". Саламандра - арднамалас. Верблюд - дюлбрев и т.д. Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные.
Сначала - существительные, потом - глаголы
Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные отдельно глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать. Это не так-то просто.
Анаграммы и логарифмы
Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.
Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои - И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)
Я - дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне - И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)
По дороге, по пути Весело скачу, А с конца меня прочти -Нож я наточу. (Колесо - оселок. )
Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни, А с конца меня прочтут — Тигру я сродни. (Ток - кот. )
Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь - В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша. )
Географию со мной Изучают в школе дети, Дай порядок букв иной - И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат. )
Взлетев, горю звездой в ночи, Но угасаю очень рано, А переменишь «е» на «и» -И я кустом зеленым стану. (Ракета - ракита. )
Известное я блюдо. Когда прибавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха - муха.)
Я крошу, снося с пути, Все, что мне разрушить надо. А с конца меня прочти -Я морским волнам награда. (Лом - мол. )
Задачу ты решишь свободно, Я - небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон.)
Скрывается мой плод румяный Тенистою листвою А буквы переставь -Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)
Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично, Но вставь нам «л» - и зазвучим Тогда довольно мелодично. (Гуси - Гусли. ) |