Ваш малыш родился и вы готовы с ним заниматься, но не знаете с чего начать, в какие игры играть и сколько играть, все ли вы делаете для гармоничного развития своего малыша. А может ваш малыш уже подрос, но вы не знаете, как структурировать ваши занятия. В этом случае вам поможет составление индивидуального плана, который вы будете наполнять разными играми и заданиями, учитывая возраст ребенка, его особенности и потребности, навыки и умения.
Зачем он нужен тем, кто уже занимается со своими детками?
Благодаря индивидуальному плану, вы увидите, все ли актуальные стороны развития для данного возраста вами охвачены, каких результатов ваш малыш достиг через определенный промежуток времени.
Пункты, которые мы будем учитывать при составлении плана:
- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- Двигательная активность
- Пальчиковая гимнастика
- Действия с предметами
- Чтение малышу
- Подготовка к речи
- Ритуалы
Эмоциональные отношения между малышом и мамой должны сопровождать все пункты плана.
Первое что необходимо сделать, это определить, что же ваш малыш уже умеет, запишите, что вы видите. На первом году жизни оценку умений нужно проводить один раз в месяц. Составляем план, выбираем упражнения, которые вам нравятся к каждому пункту. Одну игру нужно проводить 4-5 раз, потом начинать новую, периодически вспоминать то что уже было. Эмоциональные отношения должны присутствовать в каждой игре с вашим малышом, так как это является мощным двигателем в развитии и стимулом для ребенка. В графе контроль, вы можете ставить плюсик или день когда вы провели игру, в неделю каждый пункт должен повторяться не менее двух раз, то есть 2 раза в неделю упражнение на зрительное восприятие, 2 раза – слуховое и т.д. Есть игры которые используются каждый день – ритуалы, выберите их сами – это может быть чтение, потешки к водным процедурам, массажики и т.д. Заранее обговорите с отцом ребенка его долю в выполнении этого плана.
Важно, что для деток раннего возраста обилие и разнообразие игрушек не является главным, для них важно многократное повторение, ритмичность занятий, ритуалы, материал становиться узнаваемым и дает малышу опору, они направлены на спокойствие малыша.
Представим наш план на неделю в виде таблицы:
Упражнения |
|
|
|
Контроль
|
Зрительное восприятие |
|
|
|
|
Слуховое восприятие |
|
|
|
|
Двигательная активность |
|
|
|
|
Пальчиковая гимнастика |
|
|
|
|
Действия с предметами |
|
|
|
|
Чтение малышу |
|
|
|
|
Подготовка к речи |
|
|
|
|
Игровой массаж |
|
|
|
|
Ритуалы* |
|
|
|
|
*ежедневно
План поможет вам организовать себя, не упустить какой-нибудь вид деятельности. Любое занятие с малышом не должно проходить через силу, ведь малыши очень чувствительны к нашему настроению, пусть все игры приносят вам и вашему малышу радость и хорошее настроение.
Хочется остановиться на эмоциональных отношениях матери и ребенка, что же это такое. Развитие ребенка, его самочувствие, напрямую зависят от нашего эмоционального отношения к нему. Психологи рекомендуют обнимать детей не менее восьми раз в день, четыре объятия просто жизненно необходимы, причем не только детям. Педагогам и психологам давно известен синдром госпитализма, когда у детей возникает психическая и физическая отсталость в результате дефицита внимания. К сожалению, сейчас все чаще дети страдают от нехватки внимания даже в полных семьях. Родители удовлетворяют все физиологические потребности ребенка, он сыт, одет, у него хорошая няня, но нет главного любви, понимания, принятия самого близкого человека – мамы. Связано это с множеством проблем: мамина усталость, растерянность и даже раздражение, отсутствие опыта и знаний о том, как надо общаться с малышом. В последние годы родители гонятся за интеллектуальным развитием ребенка, что приводит к эмоциональному отчуждению. Базовое принятие мира складывается у ребенка на первом году жизни. Поэтому именно в этот период необходим эмоциональный и телесный контакт с мамой. Даже после года, когда малыш становиться более самостоятельным он еще психологически привязан к маме. На раннем этапе развития только эмоциональный контакт, включающий в себя речевое общение с малышом (если маленьких деток ругать грубыми словами ласковым тоном и с улыбкой, то они улыбаются и радуются, т.е. реагируют не на слова, а на эмоции), а также тактильный контакт – поглаживания, объятья, поцелуи могут удовлетворить его потребность в любви.
Сейчас можно найти огромное количество методик по раннему развитию, которые обещают нам гениальных детей, которые будут считать и читать с пеленок. Важно, чтобы вы были уверены в том, что вы делаете все правильно и что так нужно делать, чтобы все это приносило вам и малышу радость общения и совместного пребывания.
На последок хочу рассказать одну историю, которую давно прочитала в одной умной книге, но к сожалению не помню в какой именно. Молодая семья педагогов – новаторов решили обучать свою годовалую дочку чтению. Они вырезали из фольги букву «А» и стали ей показывать и называть. Вскоре, малышка увидев картинку с буквой «А» из фольги стала говорить: «А»! Родители были счастливы. Однажды к ним пришли гости и принесли шоколадку, развернув ее, малышка увидела внутри фольгу и стала говорить: «А». После этого родители перестали изучать с ней азбуку и занялись более актуальными для ее возраста играми. Подходите к развитию своего малыша разумно, не стоит бросаться в крайности. Ведь от этого зависит еще и здоровье вашего малыша.
источник - http://maminsvet.ru/?p=1330
Опорой для этой статьи мне послужили материалы и знания полученные на семинаре по раннему развитию Ларечиной Е.В. |