Давно уже доказано, что игры развивают детей, реализуют их умственные и творческие способности, помогают им познать мир и самих себя.
В этом смысле, лучшие помощники и партнеры малыша в играх (особенно – в так называемых «развивающих») – это его родители. Предлагаем вам 14 простых правил игры с ребенком, разработанных специалистами.
Основные правила проведения игр с ребенком:
1. Постарайтесь, что игра радовала ребенка и вас самих, помните, что малыш получает удовольствие и от самого процесса игры, и от своих успехов в ней. Радуйтесь вместе с ним, хвалите его.
2. Ребенка можно заинтересовать игрой, но следите, чтобы он ей не пресытился, не заставляйте его играть «до упора», пусть играет, пока ему приятно и хочется.
3. Не делайте малышу обидных замечаний по поводу его умственных или физических способностей, старайтесь ничем не обижать его. Если у него не получается играть в эту игру, предложите другую либо вообще переключите его внимание на другие занятия.
4. Помните, что в развивающих играх весь смысл в том, чтобы ребенок сам выполнял все задания. Поэтому не подсказывайте малышу, позвольте ему самому думать, приниматься решения и ошибаться, понимать свои ошибки. Только так ребенок сможет развиваться, постепенно справляясь со все более трудными задачами.
5. Уровень сложности игры и ее задач для ребенка вы можете примерно понять, попытавшись выполнить их сами – прежде, чем давать малышу.
6. В начале игры обязательно должны быть более легкие задания, с которыми ребенок справится. Успешное начало разбудит в нем интерес к игре.
7. Если вы видите, что малыш с чем-то не справляется в игре, значит, вы неверно оценили его возможности на данном уровне развития. Смените задание или игру, сделайте перерыв, а через несколько дней вернитесь к этой игре и начните с более легких задач. Можно также позволит ребенку самому выбирать задания по силам – не мешайте и не торопите его.
8. Одна из ваших главных задач – наблюдать за развитием ребенка и его успехами в играх, в зависимости от этого решать, какие новые задачи ему предлагать.
9. Помните, что дети быстро меняют свои увлечения: если малышу надоела какая-то игра, оставьте ее на пару месяцев, а потом как бы случайно напомните ему о ней или покажите эту игру другому ребенку, в присутствии вашего. Вполне возможно, что ваш ребенок с радостью вернется к знакомой игре.
10. Настольные игры, особенно – с мелкими деталями (мозаики, самоделки, игры-модели), нужно беречь – храните их на видном, но не очень доступном для ребенка месте. Это не только сбережет игру, но и позволит ребенку самому захотеть и попросить вас поиграть в нее с ним.
11. Самые маленькие дети особенно любят, когда взрослые оживляют игру историями и сказками, дают имена и характеры персонажам и элементам игры. Дайте волю своей фантазии, и малыш увлечется игрой.
12. Дети стремятся проявлять наиболее развитые у них качества, от этого зависит и их интерес к той или иной игре. Например, малоподвижный, задумчивый ребенок может не соблазниться подвижными играми, а более энергичному, непоседливому малышу будет трудно и скучно собирать мозаику.
13. Во время игры должна быть непринужденная обстановка, чтобы ребенок мог открыто и свободно выражать свои эмоции и устраиваться поудобнее. Не мешайте ему проявлять свои чувства – ведь дети азартны и эмоциональны.
14. С детьми постарше можно уже устраивать соревнования на скорость, при решении задач в той или иной игре. Не бойтесь проиграть своему ребенку – ваш авторитет не пострадает, но не подыгрывайте ему, не поддавайтесь – дети это чувствуют.