Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зрительное восприятие.Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки. Поэтому внимательно относитесь к их выбору.
1. Хорошо забытое старое
У наших бабушек и дедушек не было такого количества игрушек!
Что же помогало развить мелкую моторику в те далёкие времена?
- Окружающие детей безделушки: верёвочки, тряпочки, камушки, бабушкины бусы, пуговицы или старинные счёты;
- Завязывание шнурков, плетение косичек;
- Пересыпание круп, перебирание гороха или фасоли, собирание мелких ягод в огороде и т.д.
2. Полезные упражнения
Если вы хотите, чтобы у малыша была правильная речь, ежедневно выполняйте с ним специальные упражнения для пальчиков.
2.1. Тренировка с предметами
- Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.
- Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.
- Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.
- Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.
- Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.
2.2. Гимнастика для рук
- Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.
- Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.
- Научите малыша показывать отдельно только один пальчик (сначала большой, потом указательный), затем два – указательный и средний, а после – три, четыре, пять…
- Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет её, как бы разбросав их.
- Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.
- Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить.