Память на кончиках пальцев. Ассоциативные игры.
Нам понадобятся дощечки (размер произвольный). Различная шероховатость — картон, фольга, натуральный или искусственный мех, кусочки разной ткани, спички, тонкая веревка. Все что можно найти в любом доме. Дощечек может быть несколько 5-10 и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисовано соответствующее количество кружочков.
Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше определений прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последовательность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.
ИГРА №1
Разложите дощечки по порядку от первой до шестой номером вниз.
Дощечка №1
На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.
Дощечка №2
На нее наклеена наждачная бумага
Дощечка №3
На нее наклеена ткань типа байки или фланели
Дощечка №4
На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.
Дощечка №5
На нее наклеены спички или маленькие палочки, через небольшие промежутки
Дощечка №6
На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное чтобы поверхность была гладкой.
Эти дощечки используются во всех играх.
1. Малыш закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.
2. Тщательно перемешайте дощечки и предложите ребенку, не открывая глаз. Разложить их в прежнем порядке.
3. Вместе проверьте, правильно ли выполнено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.
ИГРА №2
1. Предложите малышу взять дощечку №1, закрыть глаза и потрогать ее.
2. А теперь пусть он скажет, что ему напоминает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.
ИГРА №3
Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать предметы, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.
Например: Дощечка №1 – кошка, шубка, шапка… Дощечка №2 – дорога, камень… Дощечка №3 – платье, кофта, плюшевый мишка… Дощечка №4 – кочки, капли варенья, дожди… Дощечка №5 – забор, рельсы, шпалы… Дощечка №6 – зеркало, ледяная горка, окно….
ИГРА №4
Повторите игру №1. Сравните результаты. Время от времени возвращайтесь к этой игре.
ИГРА №5
1. Раскладывайте перед малышом по порядку дощечки, а над ними картинки с изображениями: Лисы (зайца, кошки, газона…) Дороги (щетки, камня…) Одежды (салфеток, занавесок…) Облака (болота, капель варенья…) Забора (шпал, перил, железнодорожного полотна…) Зеркала (окна, катка…) 2. Малыш смотрит на картинки и одновременно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное». 3. Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, Какая – второй и т.д.
ИГРА №6
Разложите дощечки по порядку, а над ними – картинки. 1. Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ними ассоциативную связь и запомнить ее. Например: Капля – ткань: когда выжимают мокрую тряпку, с нее падает капля. Ботинок – наждачная бумага: иду в ботинках по асфальту. Платок – спички: платок висит на заборе. Обратите внимание! Смотреть можно лишь на картинку, а не на дощечку. 2. Малыш закрывает глаза и, ощупывая дощечку, называет картинку. 3. С закрытыми глазами ребенок наугад выбирает дощечку и вспоминает соответствующую ей картинку.
ИГРА №7 1. Разложите перед малышом ряд картинок. Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь. 2. Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок, от игры к игре постепенно возрастает.
ИГРА №8 1. Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек в том порядке, в котором их разложил малыш. 2. Кроха, закрыв глаза, ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рассказывая о нем. 3. Перемешайте дощечки. Ребенок, вспомнив образы рассказы о них, восстанавливает.
ИГРА №9 Предложите малышу разложить дощечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и попытается объяснить, чем эта дощечка неприятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку расстраиваюсь и что мне ее не купили. Закончите ряд дощечкой, вызывающие самые приятные ощущения, объяснив их. (например: трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили велосипед и я катаюсь на нем по дороге)
ИГРА №10 1. Назовите ряд слов (не меньше шести). Малыш в это время ощупывает дощечки и строит ассоциативные связи. 2. ребенок повторяет словесный ряд, ощупывая при этом дощечки (это помагает вспомнить слова.
ИГРА №11 1. Попросите малыша ощупать разные предметы. 2. Через некоторое время, скажем, на следующий день, предложите ребенку вспомнить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мягкий; ручка от двери, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, прохладное и твердое и т.д.
ИГРА №12 1. Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предметов, например лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одежда. 2. Попросите ответить на вопросы — какие предметы теплые, а какие — холодные — какие предметы твердые, а какие – мягкие — какие предметы гладкие, а какие — колючие 3. Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить. Опираясь на тактильную память, что на ней было изображено.
Если предложенные игры понравились вашему ребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие. Единственное условие – чтобы соблюдался принцип ассоциативной связи и игра проходила в веселой, доброжелательной атмосфере. Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте из-за неудач!
|