Раньше считалось, что заниматься определением способностей ребенка можно только начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 до 4 лет. Однако современные детские психологи утверждают, что методы диагностики индивидуальных способностей ребенка можно использовать значительно раньше. Результаты таких исследований успешно применяются для создания условий, которые будут способствовать развитию сильных качеств ребенка и наиболее полному раскрытию его потенциала.
Диагностика способностей ребенка в 1 год
В таком раннем возрасте выявлением склонностей и индивидуальных способностей ребенка занимаются родители и люди из ближайшего окружения. Основным методом при этом является наблюдение за поведением ребенка в процессе игровой и предметной деятельности. По мнению специалистов, в первый год жизни ребенка можно достаточно точно определить и проанализировать: коммуникативные способности ребенка и ожидаемый уровень социального развития; уровень развития когнитивных способностей ребенка; индивидуальную склонность к определенным видам деятельности.
Уже в первый год жизни в поведении ребенка можно заметить проявление выраженных особенностей, по которым родители могут сделать выводы о его предполагаемой склонности к определенным занятиям. В частности, достаточно легко можно определить, насколько малыш любознателен, способен ли он быстро овладевать коммуникативными навыками, а также заметить, чем ему нравится заниматься больше всего. Однако при диагностике способностей ребенка в столь раннем возрасте необходимо учитывать, что наблюдения позволят выявить лишь задатки и склонности малыша, которые несут в себе возможности для развития способностей. Проводить более глубокие исследования в этом возрасте пока рано. Тем не менее, результаты наблюдений за годовалым малышом, несомненно, пригодятся родителям. С их помощью можно эффективно структурировать активность ребенка, помогая ему развивать природную склонность к определенным видам деятельности.
Диагностика способностей ребенка в 2–3 года
Наиболее достоверно и полно проанализировать способности ребенка в 2–3 года родителям поможет применение следующих несложных принципов: ребенку необходимо предлагать самые разнообразные занятия – это позволяет достаточно быстро понять, насколько ему интересны те или иные виды деятельности; если ребенок проявляет больший интерес к каким-либо конкретным занятиям, нужно в течение некоторого времени наблюдать за его достижениями в этой сфере, а оценивая их, обязательно учитывать возраст малыша. Чтобы разглядеть индивидуальные способности ребенка и понять, к каким занятиям у него есть склонность, необходимо чаще наблюдать за ним в процессе игры. При этом рекомендуется предлагать малышу различные варианты развивающих игр. Они помогут вам лучше понять, какая деятельность легко дается ребенку, и в каких сферах он проявляет себя наиболее успешно. Следует отметить, что в 2–3 года у многих детей проявляются способности к творческой деятельности.
Оценить художественные способности ребенка этого возраста, который проявляет интерес к рисованию и лепке, достаточно просто: можно наблюдать за малышом в процессе этой деятельности и отметить, насколько хорошо он умеет различать разные цвета и их оттенки, а также насколько он внимателен к мелким деталям и предметам, располагающимся на втором плане изображения. Наблюдение за ребенком в процессе игровой или творческой деятельности не является единственным способом для определения его способностей.
Одним из самых важных показателей, свидетельствующих о высоком уровне развития ребенка в 2–3 года, является обширный словарный запас. Если ребенок этого возраста активно использует в своей речи не только названия окружающих предметов, но и слова, обозначающие действия, различные признаки и характеристики объектов, а также абстрактные понятия, это говорит о хорошем уровне развития его мышления и интеллекта. Заниматься определением способностей ребенка 2–3 лет с привлечением специалистов или использованием специальных тестов нет никакого смысла. Такие методы целесообразны только в тех случаях, когда у родителей возникают обоснованные опасения по поводу достаточного уровня развития ребенка. Если же речь идет о выявлении талантов и склонностей, то для достоверной оценки необходимы длительное наблюдение и организованные занятия с ребенком
Источник: http://mezhdunami.net/dety/rannyaya-diagnostika-sposobnostej-rebenka-ot-1-do-3-let.html |