Системы раннего развития. Сравнительный обзор
Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно".
Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, - тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование - это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовыепопевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!
В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.
Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).
С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, чтовальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили, и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.
Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.
Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори - это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые "Рамки и вкладыши", вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина "Интеллектуальные игры".
Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.
Всегда очень трудно быть первым. Первопроходцев не принимают и преследуют современники-консерваторы, а спустя некоторое время критикуют за ошибки и просчеты последователи. Так было и с семьей Никитиных. В конце пятидесятых - начале шестидесятых не склонный к каким бы то ни было нововведениям рабочий поселок в Подмосковье был в шоке от вызывающего поведения семьи, осмелившейся нарушить все общепринятые нормы воспитания детей.
Сегодня очень многие продвинутые родители иронично относятся к педагогическим экспериментам "скромных сельских учителей", так, кажется, изволил выразиться господин Тюленев, да и сами Никитины и их дети говорят, что многое делалось не вполне правильно. И тем не менее, именно Никитины совершили то, на что не решался никто до них: в стране, где дети считались только что не собственностью государства, где по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни ребенка, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством вымуштрованных Системой педагогов, - в таких условиях Никитины решились взять на себя ответственность растить, закалять и учить своих детей так, как подсказывала интуиция и любовь, вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО. И, несмотря на то, что сегодня нам очевидны недочеты в системе Никитиных, именно благодаря им в России началась настоящая революция в семейной педагогике.
Безусловно, не все в системе Никитиных следует копировать. По сути, это была система технократического воспитания: здесь растили будущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала. Тем не менее, интеллектуальные игры Б.П. Никитина действительно прекрасно развивают логику, абстрактное и пространственное мышление. В отличие от системы Монтессори, эти игры рассчитаны на домашние занятия, в них очень важно участие родителей. Если вы не будете играть вместе с малышом или станете совать ему кубики, "чтобы отвязался", вы вряд ли чего-то добьетесь. Лучше всего купите сразу два комплекта кубиков - себе и малышу, а если детей несколько, обязательно по комплекту каждому, и играйте все вместе. Кстати, бывают дети, в основном, артистичные, романтические натуры, которые наотрез отказываются играть в такие игры. Не настаивайте. Возможно, ваше дитя разовьет абстрактное мышление позже, иным способом, а может, оно вообще не склонно к занятиям такого рода. Например, моя старшая дочь в шесть лет переделала подряд все задания "Уникуба", от первого до последнего, а средней никитинские кубики пригодились только на пироги для кукол.
Как и Мария Монтессори, ГленДоман первоначально разрабатывал свою систему для развития больных детей. В клинике, где он работал, лежали дети с тяжелейшими поражениями центральной нервной системы, не умевшие ходить, говорить, часто даже держать голову. И Доман решил попробовать стимулировать не пораженные болезнью "резервные" клетки головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки : Метод сработал. После месяцев упорного труда безнадежно больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Со всей Америки и даже из Европы родители привозили своих детей в Филадельфию, чтобы их малыши гораздо раньше своих сверстников научились читать и писать, играть на скрипке и решать алгебраические задачи.
И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими "битами информации". Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А обычные "классики" и "вышибалы" не менее полезны для физического развития, чем то, что Доман называет "упражнениями олимпийской программы". Кстати, наша родная динамическая гимнастика для младенцев включает упражнения и позаковыристей.
В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, "отвлекаться на посторонние вопросы" - не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. Кроме того, если использовать при обучении только карточки, то есть картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. А ведь в нашей культуре всегда было принято очень рано приучать детей к довольно сложным текстам: и в городах, и в деревнях малышам рассказывали сказки, пели песни, читали стихи, причем далеко не всегда рассказ сопровождался иллюстрациями, детям приходилось выстраивать зрительный ряд самостоятельно. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.
К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Кстати, француженка Сессиль Лупан в своей книге "Поверь в свое дитя" рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Те же карточки, рассортированные по отраслям знаний, будет интересно посмотреть и годовалому, и пятилетнему, только не сорок-пятьдесят раз в день, как советует Доман. И обязательно дайте малышу позаниматься самостоятельно (для самых маленьких стоит оклеивать их пленкой или вставлять в фотоальбомы), ответьте на его вопросы, вспомните подходящие к случаю стихи, песенки или интересные истории. А самое главное, не забывайте, что ваш ребенок, все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий "пентиум", а человечек, со своими вкусами, склонностями и интересами.
В истории любого процесса наряду со взлетами, падениями и ровным поступательным развитием существуют редкие моменты действительно революционных озарений. Не побоюсь сказать, что именно так случилось и методическими разработками Зайцева. Изобретение Зайцева было просто, как все гениальное: на гранях обычных кубиков вместо привычных букв с картинками разместились склады, и малышам теперь не приходится мучиться над очередной головоломкой взрослых: как это так: "бэ" и "ю", а вместе почему-то читается "бю"...
Благодаря кубикам Зайцева обучение чтению из нудного рутинного процесса: обучение буквам - понимание взаимосвязи между буквами и звуками - слоговое чтение коротеньких слов - отработка техники чтения, - превратилось в веселую и увлекательную игру, в процессе которой дошкольники успевают научиться читать раньше, чем забава прискучит. "Стосчет" Зайцева - простая и наглядная система обучения математике. Даже самых маленькие и неспособные к математике дети научатся устному счету с переходом через разряд. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно пресловутыежи-ши).
Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они абсолютно конкретны и исчерпывающи одновременно. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - любит повторять Зайцев.
По Зайцеву можно заниматься дома, в школе и детском саду, с годовалыми малышами и первоклассниками; комплекты его пособий рассчитаны на детей всех возрастов, вплоть до средней школы. Я бы только хотела предостеречь от излишнего увлечения обучением по таблицам: стоит, все-таки, научиться считать в уме, знать наизусть таблицу умножения, да и диктанты писать не только кубиками, но и в обычных тетрадках. Причем с этим не стоит слишком затягивать, иначе у ребенка может выработаться определенный стереотип обучения, преодолеть который будет крайне сложно. Впрочем, не буду отнимать хлеб у Лены Даниловой, непревзойденного специалиста по методике Зайцева.
Если вы не склонны к смелым экспериментам, вам подойдет классическая русская педагогическая школа. Она базируется на трех китах: чтение, музыка, языки. Там, где чтение - образ жизни, где читают для удовольствия и работы, стихи и прозу, вслух и про себя, - в таких семьях дети, как правило, подражая взрослым, начинают читать сами в четыре-пять лет без особых занятий. Читайте детям как можно больше и как можно раньше, сами читайте побольше в присутствии детей, и результаты не замедлят появиться - считают сторонники этой системы.
В прошлом веке детей очень рано начинали учить иностранным языкам. В мало-мальски обеспеченных семьях (отнюдь не только дворянских!) считалось необходимым нанять малышу гувернатку-француженку, через пару лет - немку, потом латынь и греческий в гимназии … Конечно, тех времен не вернуть. Канули в Лету и прогулочные группы, где старушки с дореволюционным образованием учили детей языкам.
Если вы говорите на иностранных языках без ошибок и с хорошим произношением, можно попробовать заниматься самим: стишки и песенки, мультики и компьютерные игры на иностранных языках, базовые лексические темы и элементарные основы грамматики будут п