КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?
1. Только позитивная информация о школе.
Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают».
2. Ежедневно занимайтесь с ребёнком.
Развивайте устную речь будущего школьника.
Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Разговаривайте с ребёнком по дороге домой, в садик, обсуждайте, что интересного увидел (увидела) он (она) во время прогулки. Каждый день читайте ребёнку, беседуйте о прочитанных произведениях, пусть ребёнок пересказывает содержание сказки, рассказа, рассказывает о том, что интересного узнал.
Развивайте мелкую моторику кисти рук.
Эффективны следующие упражнения: лепка (из пластилина и теста), рисование, штриховка, конструирование из различных деталей, перебирание крупы, катание, подбрасывание и удерживание мячиков (резиновых, пластмассовых, попрыгунчиков), нанизывание бусинок, пуговиц, набор петель на толстых спицах, шнуровка обуви. Будущий первоклассник должен владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, штриховать, не выходя за контуры предметов.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире.
Будущий первоклассник должен знать:
своё имя, отчество, фамилию;
свой возраст и дату рождения;
домашний адрес, название страны, в которой живёт, и её столицы;
имена и отчества родителей, информацию о местах их работы;
названия дней недели, месяцев;
времена года, их последовательность и основные признаки;
основные виды деревьев и цветов;
домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей;
виды транспорта (наземный, воздушный, водный).
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
3. Уделите особое внимание развитию произвольности.
Подготовленный к школе ребёнок умеет выполнять задание в соответствии с инструкцией: умеет определить цель, наметить план действий (что сначала, что дальше), найти и исправить ошибку, оценить работу.
Учите ребёнка внимательно слушать, не перебивая, говорящего, выполнять действия по образцу, учите сознательно подчинять свои действия общему правилу.
У каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.
4. Формируйте у ребёнка умение общаться.
Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут сформированы навыки общественного поведения. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми, с детьми.
Будущий первоклассник
уважительно относится к взрослым; умеет слушать инструкции взрослого и выполнять задания по инструкции;
умеет играть, подчиняя своё поведение правилам игры, нормам поведения: умеет договориться, включиться в игру, распределить роли, умеет, если надо, уступить, подчиниться.
Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.Будущий первоклассник умеет ладить с ровесниками.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример родителей во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, анализ поступков ребёнка, проговаривание правил и норм поведения также играют большую роль в формировании готовности к школе.
5. Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму.
Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи.
Больших успехов Вашему будущему первокласснику!!!
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА о школе и школьном распорядке
Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.
1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс "а" - дружный класс.)
2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)
3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)
4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)
5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)
9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)
10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)
12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)
13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)
14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?")
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.
Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.
От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.
В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.
Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.