ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ПРО СКАЗКИ
1. Почему дети просят почитать одну и ту же сказку по тысячу раз?
Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема.
Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал.
Малыш поднимает бунт: не так было!
Уважьте его, и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения.
Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом.
2. Еще дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это?
Совершенно нормально.
У любого человека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, - словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребенка - это опыт детской самотерапии.
Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором.
Поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Вернее, так: если ребенку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает - настаивать не стоит.
Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец.
И еще: где средства борьбы со злом социально одобряемые - герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.
3. Сказки нужно с ребенком обсуждать!
Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики.
Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чем сказка?
Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему.
Например, «Курочка-Ряба» - ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало.
Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы?
Андерсеновские грустные сказки научат сочувствию, помощи, разовьют эмоции - они так нужны человеку! Вот о чем можно говорить с ребенком долго и плодотворно.
Весьма полезной может оказаться программа, предложенная героем сказки «Мальчик-с-пальчик»: он находит выход даже из безвыходной ситуации! Обсудите все это с ребенком - и история станет поучительной, а не просто развлекательной.
В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель - лежит на печи и думает! Значит, в почете не только ручной труд, но и умственный.
В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл - нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром.
Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же.
Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться.
И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.