ПОХВАЛА должна касаться НЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА, А ЕГО УСИЛИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ
Исследования влияния похвалы на развитие ребенка показали четкие и однозначные результаты, что случается довольно редко. Общий итог сводится к следующему: похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию и снижает их результаты.
Как такое может быть?! Разве детям не нравится, когда их хвалят?! Да, очень даже нравится. И особенно нравится, когда хвалят именно за интеллект и талант. Это действительно приподнимает им настроение. Дети буквально начинают светиться – но совсем ненадолго. Стоит им только столкнуться с какими-нибудь трудностями, и их уверенность в себе мигом улетучивается, а их мотивация садится на мель. ЕСЛИ УСПЕХ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНИ УМНЫ, ТОГДА ПРОВАЛ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНИ ГЛУПЫ.
А какая альтернатива похвале за ум или талант? Означает ли это, что родителям не следует восторгаться и хвалить детей, когда они отличились? Вовсе нет. Это просто означает, что мы должны держаться подальше от определенного типа похвал – от похвал, дающих оценку уму или таланту ребенка, а не труду, который он вложил.
Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, – за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии. И расспрашивать их о работе можно, демонстрируя наше восхищение и уважение к усилиям детей и сделанному ими выбору.
– «Мне понравилось, как ты перебрал все возможные решения этой математической задачи и нашел единственно верное из них!»
– «Ты действительно подготовился к тесту, и тот факт, что твои оценки стали лучше, подтверждает это. Ты прочитал материал несколько раз, все важное подчеркнул и ответил на все контрольные вопросы. Вот это дело!»
– «Это домашнее задание такое большое и сложное. Я восхищаюсь тем, как ты сосредоточенно над ним работал, и тем, что ты выполнил его до конца».
– «У этой картины такие красивые цвета. Расскажи мне о них».
– «Ты столько размышляла в своем сочинении. После него я и вправду стала понимать Шекспира по-новому».
– «Ты сыграл эту пьесу на фортепьяно с таким чувством, что я испытала настоящий восторг. А какие у тебя возникают эмоции, когда ты ее играешь?»
А что говорить, если ребенку, несмотря на все его старания, не удалось добиться результата?
– «Мне понравилось, с каким усердием ты работал, но давай попробуем еще раз вместе и посмотрим, что именно тебе непонятно».
– «Тебе просто нужно чуть больше времени на то, чтобы разобраться и усвоить этот материал, но если ты будешь так же упорно работать и впредь, то ты справишься».
– «У каждого человека процесс обучения проходит по-разному. Давай продолжим искать тактику, которая для тебя окажется наилучшей».
Из книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»
Автор – профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк